Проект : "ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ "НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ"
Пояснительная записка
Детский сад – специальное дошкольное учреждение, в котором дети учатся взаимодействию и поведению со сверстниками, а также со взрослыми. Там они развиваются в практическом и эмоциональном аспектах, переживают частично глобальные изменения. Последние касаются в первую очередь развития речи, воображения, познания мира, предметов и явлений в нем.
Дошкольное детство – важный в контексте формирования личностных начал период. В течение его дети нуждаются в окружении, способствующем усвоению знаний, обретению определенных навыков. Речь не только о людях, но и о неживых объектах. Отметить следует такой инструмент, как игровая деятельность. Именно игры – это обязательное условие нравственного воспитания и полноценного развития детей независимо от формы. Все может быть организовано как развлекательные экскурсии, игровые праздники и не только.
Народные промыслы Дагестана – это часть местной культуры. Ими выстлана основа дагестанского искусства, характеризующегося как эмоциональное и насыщенное поэтическими образами. Как и любая другая культура, местная основана преимущественно на традициях, устоях, моральном и нравственном аспектах. Промыслы Дагестана наряду с местным народным творчеством – все это проникает в жизнь и культуру современного человека, а также благотворно влияет на развитие всякой маленькой личности, проживающей на территории субъекта Российской Федерации.
Актуальность
В настоящее время, характеризующееся существенными преобразованиями и трансформациями, касающимися всех сфер жизни и жизнедеятельности людей, вопросы, связанные с патриотическим воспитанием, являются одними из наиболее остро стоящих. Сопутствующие этому задачи требуют грамотного решения на фоне соблюдения принципов преемственности. Любовь к Родине невозможна без уважения отца и матери, дома, родного села или района. Также она немыслима без знания истории своего народа.
Как таковое патриотическое воспитание в аспектах нравственности касается прямо и косвенно образовательного процесса и воспитательной деятельности на разных уровнях. Вероятны такие формы его реализации:
- обеспечение и поддержание функционирования специальной развивающей среды;
- проведение тематических занятий;
- экскурсионная деятельность, беседы;
- взаимодействие с родителями воспитанников.
Всем знаком термин «музей». Интересна его форма в локальных масштабах, организованная и функционирующая в рамках того или иного детского сада. В дошкольном учреждении музей – это ограниченное пространство, но только в контексте площади. Оно отличается тем, что является интересным для детей дошкольного возраста независимо от уровня их развития.
Потенциал небольших музеев в детских садах сводится к тому, что их посредством можно проводить работу по патриотическому воспитанию, по приобщению к культурному наследию. В результате соответствующих мероприятий дети знакомятся с народным творчеством, начинают уважать его и предков – творцов. Создание музеев в детских садах – средство полноценного воспитания.
Актуальность рассматриваемых вопросов повышается на фоне кризиса развития подрастающего поколения. Искажаются представления о нормах морали и нравственности, разум и речь поглощаются «паразитами». Преобладающей становится западная культура. По представленным причинам целесообразным видится возрождение преемственности поколений для того, чтобы дать детям корректные представления о патриотизме, традициях и не только. Одно из действенных средств работы в данном контексте – это создание музеев при детских садах.
Основным принципом обеспечения представленного инструмента стоит считать интерактивность. Детям нужно дать все возможности в части активности. Речь касается:
- свободы действий (взаимодействие с предметами в музее);
- поддержания вовлеченности (посредством игр, рассказов и т.д.).
Благодаря маленьким музеям при детских садах можно обеспечить творческое и многогранное воспитание детей.
Цель
Ключевая цель создания и обеспечения функционирования музея в детском саду – совершенствование работы в плоскости патриотического воспитания детей. Посредством инструмента можно добиться знакомства дошкольников с народным искусством, с промыслами, а также с особенностями быта предков и традициями. Дополнительно музей способствует формированию познавательной активности.
Задачи
- Обеспечение и поддержание условий для повышения профессионализма воспитателей и педагогов.
- Способствование формированию заинтересованности детей в истории, традициях, обычаях, характерных для народа, для его культуры.
- Стимулирование и мотивирование воспитателей и педагогов на саморазвитие.
При создании музея и поддержании его в нормальном состоянии в детском саду необходимо стремиться к тому, чтобы опираться на компоненты и принципы развивающей среды. «Площадка» должна быть снабжена предметами, рассказывающими детям о прошлом, настоящем и будущем Дагестана. Краеведческие элементы в идеальном сценарии способствуют организации взаимодействия с дошкольниками для ознакомления их с культурой, традициями и обычаями края.
Обеспечение проекта
1. Методические компоненты:
- поиск публикаций по музейной педагогике, знакомство с ними;
- подготовка обеспечения проектной деятельности.
2. Организационные компоненты:
- обеспечение работы по реализации проекта;
- создание музея в детском саду совместно всеми членами коллектива.
3. Информационные компоненты:
- доступ к интернету для поиска информации;
- обращение к техническим и технологическим средствам.
4. Материальные компоненты:
- создание музея в детском саду;
- применение результатов реализации проекта.
Назначение музея
- Знакомство детей с народной культурой, традициями и обычаями Дагестана в удобоваримой форме.
- Задействование потенциала «площадки» для целей мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию.
Прогнозируемые результаты
- Создание полноценного маленького музея с высоким воспитательным потенциалом.
- Совершенствование деятельности педагогов и воспитателей в контексте реализации проектов по образованию и воспитанию детей.
- Повышение заинтересованности дошкольников в истории предков, в национальной культуре дагестанского народа.
- Обеспечение понимания важности и необходимости патриотического воспитания детей дошкольного возраста всеми субъектами воспитательной работы.
Этапы проекта
I. Подготовка
Цель – создание музея на фоне формирования компетентности педагогов и воспитателей в сфере музейной педагогики.
На данном этапе требуется организация деятельности творческой группы. Ее члены отвечают за создание музея. Конкретные задачи:
- выбор тематики, места размещения «площадки»;
- планирование экспозиции, подбор эскизов для целей оформления;
- выбор экспонатов;
- оформление визиток, паспортов;
- разработка экспозиционной концепции.
II. Практика
Цель – совместная реализация концепции, являющейся «продуктом» первого этапа. Суть сводится к оформлению макетов, к сбору экспонатов и т.д.
Дополнительно практический этап предполагает:
1. Деятельность педагогов:
- изучение публикаций по теме «музейная педагогика»;
- консультации по созданию музеев в дошкольных образовательных учреждениях;
- анализ подготовительного этапа;
- разработка положения о музее;
- подготовка методического сопровождения;
- составление картотеки для целей описания выбранных экспонатов.
2. Работа с детьми:
- устные опросы для установления уровня знаний о музейной деятельности;
беседы о музеях;
- мероприятия образовательного характера (экскурсии, исследования);
- совместное изготовление макетов.
3. Работа с родителями:
- консультации по патриотическому воспитанию;
- беседы и лекции по темам «Воспитание любви к Родине», «Роль музейной деятельности в развитии познавательных способностей детей» и т.д.
III. Заключительный этап
Предполагается запуск работы музея на фоне активизации выставочной деятельности. Необходима презентация. Дополнительные задачи:
- обеспечение непрерывной работы с детьми среднего дошкольного возраста и старшего в формате локальных экскурсий;
- применение музейных экспонатов для целей образовательного и воспитательного направлений;
- раскрытие результатов для родителей.
Заключение
Создание музеев в детских садах – это уникальный педагогический инструмент. На той или иной «площадке» возможны познание и исследование, в результате которых дети прикасаются к истории. Плюсы формата помимо всего прочего сводятся к доступности и вариативности, а также к самостоятельности дошкольников в части познания.
«Базис» организации работы в музее – познавательная активность и исследовательская деятельность. Сегодня форма является одним из основных компонентов развивающей предметной среды.
Вывод
Перспективность проекта обусловлена возможностью применения результатов и наработок для дальнейшей работы в образовательной и воспитательной плоскостях с детьми дошкольного возраста. Благодаря музейной деятельности в детском саду можно обеспечить всестороннее развитие каждой маленькой личности.
Суть проекта сводится к привлечению повышенного внимания к детям, к развитию у них способностей взаимодействовать с разными предметами, навыков в части познавательной активности. Дополнительно формат способствует формированию творческих качеств.
В идеальном сценарии обеспечение и поддержание функционирования музея в детском саду – задача, требующая участия и воспитателей, и педагогов, и родителей, и детей. Это дополнительный благоприятный фактор, обеспечивающий партнерство, принципы паритета и повышение духовных, а также нравственных качеств дошкольников.